Карьер п. Темир-Тау

Расположение. Карьер расположен рядом с п.Темир-Тау, недалеко от с.Таштагол и п.Шерегеш Кемеровской области. Расстояние от г.Барнаул 350 км.

Местоположение по картам Google.

Время в пути 4-4,5 часа. Проезд осуществляется по  автодороге М-52  до с.Троицкое, далее поворачиваем налево на с.Целинное. Маршрут пролегает так же через поселки Мартыново, Ельцовка на Кузедеево. Перед с.Кузедеево поворот направо на пп.Мундыбаш и Таштагол. Проехав указатель п.Темир-Тау, сворачиваем направо, ориентируясь на рекламный щит «База отдыха Голубое озеро».  После ж/д переезда отсыпанная щебнем дорога уходит вновь направо, обратно ходу основного движения.  Движемся по этой дороге примерно 6-8км до заброшенных домиков. В этом месте дорога раздваивается – направо уходит основная дорога на базу отдыха, а влево технологическая дорога на карьер. Повернув налево и проехав еще 300-400м справа внизу можно обнаружить искомый водоем. К водному зеркалу серпантином спускается малозаметная дорога. В случае многодневного выезда заночевать можно в палатках на берегу водоема  или на базе отдыха, расстояние до которой составляет еще 10-12км.

Характеристики водоема. Водоем представляет собой затопленный карьер круглой формы примерно 300м в диаметре. Сам водоем находится в котловане с обрывистыми стенками высотой 30-40м. Подъезд к единственному месту стоянки по серпантину технологической дороги. Одновременно на месте стоянки может расположиться максимум  30-35 человек. Глубина карьера, измеренная с помощью эхолота, достигает 100м. Берега каменистые с уступами и стенками. Видимость под водой в пределах 15-30м, в зависимости от сезона и глубины. Термоклина  обычно не бывает, так как водоем плохо прогревается. Вода имеет температуру 5-12°С в зависимости от сезона.

Места погружения  (Дайв-сайты). Погружения обычно совершаются с берега в месте стоянки (дорога плавно уходит под воду).  Вход в воду происходит в небольшой заливчик являющийся продолжением уходящей в водоем дороги.  Глубина здесь нарастает плавно и необходимо пройти или проплыть некоторое расстояние, чтобы появилась возможность погрузиться.  Далее можно двигаться вдоль стенки карьера над дорогой, плавно набирая глубину, но интереснее взять вправо, перейти небольшой гребень, окаймляющий дорогу, за которым начинается крутой свал, переходящий далее в отвесные стенки. В этом месте, на свале, на глубине 7м находится местная достопримечательность – рэк (грузовик ГАЗ).  Далее два варианта маршрута движения: направо или налево с набором разрешенной (запланированной) глубины и дальнейшим ее уменьшением, разворотом и возвращением  аналогичным маршрутом к месту выхода. Есть еще третий маршрут J – вниз и к центру карьера, но это исключительно для технических дайверов. Место перехода через гребень в заливчик удобно найти по натянутому и направленному вниз спусковому концу или рэку, на борту которого можно произвести рекомендованную остановку безопасности.

Растительность и животный мир в карьере практически отсутствуют. Здесь классический ландшафтный дайвинг. Однако, величественность пейзажей, отвесные и даже отрицательные стенки с уступами, возможность парить над уходящей в темноту бездной, наблюдая при этом за пробивающиеся на тридцатиметровую глубину лучами солнца,  производят сильнейшие впечатления.

Рекомендации. Данный водоем подходит для выполнения рекриационных и технических погружений. Желательная квалификация AOWDPADI (**CMAS) и выше, а так же специализация DrySuit(Сухой костюм). Водоем хорошо подходит для проведения учебных курсов, таких как AdvancedOWDPADI (**CMAS), RescueDiver (Дайвер-спасатель) и специализаций DrySuite(Сухой костюм), DeepDiver (Глубокие погружения). Наличие больших глубин, отвесных  стенок, исключительная прозрачность воды, вне зависимости от сезона и погодных условий, делают поездки на этот карьер запоминающимися как для совершенствующихся так и для опытных дайверов .